?

Log in

Previous Entry | Next Entry


   Стандартное восприятие Церкви в обществе, в целом, ограничивается стереотипами, идущими от нестяжательства, абсолютизма и антирелигиозной пропаганды советского времени. Всякая мысль о том, что функция Церкви может выйти за пределы толстовской "кельи под елью" считается ересью, а успехи церковных деятелей в налаживании хозяйства воспринимаются как компромат. Мол, дело церковное молиться по-тихонечку, да куличи святить. Позолоченные купола, свежая храмовая отделка и особенно личные авто священнического состава неизменно вызывают  бурю возмущения в стиле "накормления нищих". Причем больше всего задаются означенными вопросами люди, сами вовсе не голодающие, которым, тем не менее, никогда и не придёт в голову продать свою машину, чтобы своё сердоболие к нищим и убогим удовлетворить.
   Обычно подобным внезапным ожесточением мысли о церковном хозяйстве и ограничиваются. Между тем, вопрос этот не так прост и требует тщательной проработки, общественной дискуссии и осмысленной стратегии. Оговоримся сразу, что не допускаем мысли о том, что наилучшим положением является "нищета" Церкви и её существование на государственные и частные подачки. Таковые, конечно, могут только приветствоваться, но, как показывает Синодальный и Советский периоды, такая ситуация не позволяет ей играть активной роли в обществе и выйти за рамки представлений о "тунеядстве" (не всякому объяснишь, что тунеядство-это сидение в охране или в офисных "одноклассниках", перемежаемое просмотром "Аншлагов" или "Дома-2", а не многочасовые молитвы, поклоны, посты и послушания).  Напротив, попытаемся оттолкнуться от платформы св. Иосифа Волоцкого, посмотреть каковой бы могла быть активная роль Церкви в экономике страны в целом.Введите содержимое врезки
    В настоящее время РПЦ аккумулировало невероятные активы, которые в полной мере не участвуют в экономике страны. Согласно данным на 2008 г. наша Церковь насчитывала около 30 тысяч приходов, 804 монастыря (см. http://www.sedmitza.ru/news/531113.html.),  из них в Москве 6 ставропигиальных монастырей, 872 храма и часовни, включая 335 полноценных приходских храмов. Конечно, экономическая ценность этих объектов неравнозначна, варьируясь от богатейших московских приходов, получивших в бессрочную аренду самые лакомые куски земли, до забытых всеми скитов в рязанских болотах. Ни одна из российских корпораций, включая Газпром, не может похвастать подобной мощью реальных активов.
   Учитывая статус аренды данных земель (на условиях использования только в религиозных целях), а не полноценного владения, хозяйственная деятельность поставлена в определенные рамки, что грубо говоря исключает возможность сдачи части этой земли под казино или развлекательные комплексы. Однако даже несмотря на подобные ограничения, монастыри и приходы являются едва ли не единственными источниками доходов РПЦ. В настоящее время они "зарабатывают деньги" через пожертвования и торговлю церковной утварью. Какие-то инициативы выхода за данные пределы (например, поднятие сельского хозяйства) по большому счёту провалились, за некоторым исключением (Оптина пустынь весьма аграрно успешна). Всего несколько центров могут похвастать каким-то доходом от паломничества и туризма-даже Троице-Сергиева лавра не получает от этих сфер ощутимых  доходов. Тем не менее, учитывая масштаб паствы РПЦ, даже такое специфичное участие в хозяйственной жизни позволяет многим храмам и монастырям пребывать в неплохом состоянии, служить "витриной".
   Глядя на московские соборы можно подумать, что хозяйство Церкви вполне благополучно. Однако это далеко не так, достаточно отъехать от Москвы, чтобы увидеть как островки новых храмов с золочеными куполами соседствуют с развалинами древних монастырей и церквей на восстановление которых средств нет. Два-три монаха трудятся день и ночь в рваных сапогах, организовывая быт и службы, выбиваются из сил, возможно, восходя на собственной "лествице", но своими силами, конечно, не могут превратить руины в цветущий сад. Пожертвования не всегда спасают, особенно в районах небогатых и невоцерковленых. Более того, обязанность Церкви состоит не только в реставрации храмов, в первую очередь, РПЦ не хватает средств для активных образовательных программ-строительства православных школ и гимназий, создания новых университетов, духовных школ, академий, для миссионерской деятельности-вложений в православное телевидение, кино, живопись, более того, сама Церковь вполне могла бы (по завету того же Иосифа Волоцкгого) заниматься благотворительностью не в символических, а реальных масштабах. Серьёзных инвестиций в развитие этих насущных сфер не наблюдается, расчет всё тот же-на пожертвования безденежного провинциального люда и выжимание последних соков из редеющего, увы, ряда энтузиастов. Всё это, кроме того, что не очень красиво, еще и неэффективно, дело явно стопорится.
    Судя по тем же новым моделям зеркальных джипов, на которых рассекают по Первопрестольной без-году-неделя священники с редкой растительностью на подбородках, средства в Церкви есть, а вот школы и провинциальные приходы вынуждены жить на подаяния. По-видимому именно сейчас назрела необходимость в крупной реорганизации финансовой системы Церкви, изменении системы, где каждый приход живет на самообеспечении, а духовенство рассматривает приходы в качестве вотчин для кормления.
Первым серьезным шагом на пути превращения РПЦ в мощную общественно-экономическую силу должна стать финансовая реформа, т.е. формирование мощного центрального бюджета при патриархии. Подобный бюджет должен изымать гораздо более серьезные суммы из процветающих московских приходов и перенаправлять их на провинциальные и общественные (в интересах Церкви) нужды. Церковь не может функционировать как стандартная экономическая система, где неразумно отнимать деньги у "эффективных" субъектов для поддержания "неэффективных" поскольку  и приходят эти финансы не-рыночным путём.
     В задачи Церкви не может входить гарантирование уровня жизни определенному классу столичного священства, напротив, развитие инфраструктуры Церкви, включая информационную и образовательную, является прямой обязанностью. Все эти сферы не могут бесконечно долго держаться на голом энтузиазме прихожан, период неофитства начала 1990-х почти прошел, необходим поиск прочных материальных оснований и стимулов для людей, желающих связать свою работу с Церковью. Сталкиваясь с материальным изобилием жизни некоторых "отцов" подобные трудники, от которых требуют зачастую тяжелых усилий за символическую плату, чувствуют себя идиотами. Конечно, необходимо помнить, что ответственность и искушения духовного сословия не идут ни в какое сравнение с таковыми мирян, тем не менее, чувство меры утеряно и нередко приходится слышать обидные разговоры от самых простых людей -" в московских священниках правды нет", что на наш взгляд не вполне справедливо. Священству совершенно необходимы дополнительные стимулы, но не в области консюмеризма, который разрушает их репутацию. Напротив, стимулом должно стать общественное уважение к духовному сословию.
     Изъятие дополнительных материальных благ из богатых приходов в пользу всей Церкви это большой, в том числе по символизму, шаг. Однако РПЦ врядли может им ограничиться. Бюджет Церкви не может формироваться только за счёт пожертвований и свечей. Необходим выход на простор хозяйственной деятельности, освоение экономического пространства. Разумеется, церковное  хозяйствование не может строиться на тех же основаниях, что и рыночная система, дабы не уподобиться торговцам, изгнанным Спасителем из Храма. За образец в некотором роде можно взать успешный пример XVI-XVII вв., с учетом того, что сельскохозяйственные земли в настоящее время уже не являются единственным источником доходов (хотя и его можно использовать). Тогда монастыри превратились в крупнейшие аграрные корпорации, а также самые большие держатели наличности после царской казны.
     В настоящее время брэнд церковных предприятий (если отказаться от всевозможных наценок и откатов) может активно взять рынок в самых разных и неожиданных областях - рестораны, ритэйл, туризм, мода, легкая и пищевая промышленность, в том числе игрушки и т.д. Церкви нельзя этого бояться, поскольку все эти ниши мгновенно занимаются китайскими и западными производителями, чуждыми нашей культуре, нашим ценностям. Через импортируемые вещи нам приходится усваивать всё чуждое и отказываться от своего. Представители Церкви, особенно монашество, даже освоив навыки менеджмента не превратятся в новых капиталистов, поскольку не могут набивать собственный карман-весь доход идёт на нужды Церкви. Упорный труд на благо Церкви, также как в советские времена на благо страны, никак не может испортить человека, скорее его возвысить, поднять из оцепенения уныния. На голом энтузиазме и капитальных вложениях в первые пятилетки была построена индустриальная база СССР, на энтузиазме были восстановлены тысячи храмов в 1990-2000-х гг. Пришло время использовать данный энтузиазм и в других сферах, особенно учитывая, что Церковь это тот институт, где подобная самоотдача оправдана.
Конечно, возможны и злоупотребления, но никак не более, чем в секторе гражданском.
   По сути, может произойти постепенное (в течение десяти лет) образование церковного сектора экономики, наподобие госсектора социалистической экономики в Китае. Этот церковный сектор станет одним из главных остовов экономики страны, поскольку не будет связан с мировой финансовой системой, с западными банками и процентным капиталом. Наличие собственного церковного бюджета, финансовая взаимопомощь не на основе процента, а на основе личных связей, благословений и необходимости  (по образцу финансового сотрудничества исламских стран, практики "гуанси" китайских предпринимателей) - все это даст экономике "остров стабильности", и модель не в полной мере капиталистической экономики. Этот сектор, не подверженный волатильности мировых рынков, может стать внутренним мотором и в то же время стабилизатором системы.
   Данная модель не сможет успешно работать в масштабах всей страны, поскольку в конечном итоге будет основана не на принципе личной выгоды. Для монахов и управленцев церковной экономики подобной выгодой могут стать только нормальные зарплаты, уважение общества и личное спасение, а не акции и личные банковские счета.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
abvgday
Mar. 10th, 2009 06:43 am (UTC)
интересная тема позиционирования (осознания себя) церкви во всех сферах человеческой жизни, подскажите хорошошую литературу для ознакомления:)
acherny
Mar. 10th, 2009 12:37 pm (UTC)
тема действительно интересная... литература подобная отсутствует, разве что посмотрите статьи Дм. Володихина, Егора Холмогорова, даже А. Кобякова с его "Русской доктриной". Они не все напрямую о Церкви, но есть интересные мысли, касающиеся и её функционирования. А вообще-приходится самостоятельно заниматься темой, опираясь на исторический опыт Церкви- период Константина Великого, когда Церковь преобразовала вообще всю систему отношений, в т.ч. экономику и государственную систему и Русскую историю.
martinis09
Apr. 14th, 2009 07:58 pm (UTC)
По теме
tapaskesis
Mar. 15th, 2009 12:09 pm (UTC)
off
Жаль что вы не пришли..
А как вам тексты Тони Громыко и Миши Мижинского?
Ваш интерес к polit_antrop теоретический, экспертный или вам интересно включиться в проект АТЭС?
acherny
Mar. 15th, 2009 01:28 pm (UTC)
Re: off
Тексты, которые я видел интересные, интересно теперь посмотреть как будут работать идеи во взаимодействии с деталями-т.е. описание не рассуждений, а конкретных организационных шагов, мероприятий в информационной сфере. Еще интересно, откуда "ноги растут", это проект студенческий или при поддержке ВУЗа, насколько широкий..
Дело в том, что я давно профессионально занимаюсь АТЭС, поэтому мне интересно то, что с ним связано. Правда молодежного АТЭС я пока не понял)))... пока я увидел только одну идею-межцивилизационного диалога-но в чем конкретно он состоит непонятно. Что хотят и могут сказать разные цивилизации, помимо глобализации-тоже неизвестно.
Может объясните, чего именно и КАК предполагается достичь? мне было бы легче сориентироваться... Спасибо
tapaskesis
Mar. 15th, 2009 07:04 pm (UTC)
Re*
Проект межвузовский, но не по заказу вузов, мы только начали это выбивать. Проект инициирован группой учеников академика Ю.В. Громыко, в институте которого я работаю и заодно веду межвузовский семинар, потому что мне это интересно. Я студент 3курса РГГУ. http://vkontakte.ru/id1615867

В нашей группе и студенты и аспиранты.
Мижинский - молодой к.ю.н. МГИМО, он пробивает наш проект по линии МИД и АП.
Пол года назад мы в составе группы Громыко работали на Сахалине с администрацией Сахалинской Области, где и возникла идея молодёжного саммита перед АТЭС 2012 во Владивостоке.
Один из коллег Громыко, krupnov об этом очень неплохо пишет "Восточный коридор Развития"

Для нашей группы составление Декларации для Саммита АТЭС 2009 в Сингапуре (проекты выхода из Кризиса) это определённая тренировка и подготовка к 2011 и 2012.
«Карта движения к АТЭС» показывает перспективы нашего движения.
Проекты межцивилизационного диалога описаны Ю.В. Громыко в книге "Сценарная паноплия"
Мы продолжаем их разрабатывать, исследовать проблемное поле, вводить студентов в тему.

Скажите, а в какой форме АТЭС является предметом вашего научного интереса?
Вы не могли бы немного рассказать о себе, как с вами лучше взаимодействовать?
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

acherny
acherny

Latest Month

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930